Свет с Востока

К 140-летию со дня рождения Мамеда Саида Ордубади

Сегодня в Азербайджане широко отмечают  140-летие со  дня рождения Мамеда Саида Ордубади, народного любимца, писателя,  общественного деятеля. В развитии литературы, издательства и культуры Азербайджана он сыграл огромную роль и заслуженно считается классиком новой литературы Востока.

Его исторические романы «Меч и Перо», «Бриз туманный», «Подпольный Баку», «Борющийся город» стали любимыми книгами миллионов читателей не только в Азербайджане, но и по всему миру. Стихи, статьи, фельетоны, рассказы, драмы, либретто, романы — всего более шести тысяч трудов! — являются огромным наследием, которое он оставил людям.

Мамед Саид Ордубади (Мамед Гаджи Ага оглу Саид Ордубади) родился  24 марта 1972 г. в древнем городе Азербайджана Ордубаде. Его отец  Гаджи Ага Магомед оглу был учителем. С большим трудом содержал семью, преподавая буквально нескольким ученикам. Мать  была из беженцев Иранского Азербайджана.

Первые уроки творчества Ордубади получил от отца. Гаджи Ага был известен в народе не только как учитель, но и как поэт. Он являлся членом союза местных писателей и поэтов, активно участвовал во всех собраниях и руководил секцией поэтов в г. Ордубаде.

М.С. Ордубади позднее в своих статьях вспоминал о своем отце и его друзьях-писателях. С особенной любовью и большим уважением упоминал о Мамед Таги Сидги. После смерти отца тот стал учителем и самым близким советником М.С. Ордубади.

Основное образование в своей жизни Ордубади получил в школе «Ахтар» у Сидги. Жизнь Ордубади протекала очень сложно, в нищете.  После смерти отца четырнадцатилетний Ордубади начал трудовую деятельность. Работал на самых тяжелых и вредных для здоровья работах: на фабрике по производству шелка и коконовом заводе г. Ордубада.

В эти же годы он, как и его отец, начал писать стихи. О том ,как он и его друзья по работе полностью  были зависимы от местных богачей, которые заставляли их трудиться от темна до темна, на работу вызывали, когда  еще видны были на небе звезды, и не отпускали, пока весь город не уснет.

Из ранних стихов Ордубади осталось очень мало из-за того, что он был вынужден часто менять место жительства, и из-за частого обыска жандармов в квартире, где он жил. Неоднократно его арестовывали и отправляли в ссылку. Случайно оставшиеся стихи молодости подтверждают, что он еще тогда писал уже обдуманно, с умением и талантливо.

Фундаментальные труды  М.С. Ордубади  появились на свет в начале ХХ века.

В 1903 году в газете «Шарги-Рус» («Восточная Россия») был опубликован стих «Адабийят» («Литература»). Эта была первая ежедневная газета на азербайджанском языке, и М.С. Ордубади считал, что она, рожденная солнцем просвещения, выведет народ виз темноты безграмотности. В дальнейшем уже признанный поэт и прозаик свои стихи и статьи часто помещал в этой газете.

Первую книгу «Гафлат» (1960 г.) и вторую книгу «Вэтан ве Хурринят» («Родина и Свобода», 1907 г.) М.С. Ордубади посвятил пропаганде просвещения среди отсталой от современности молодежи.

За книгу «Гафлат» руководители религиозных конфессий объявили его гяуром  (еретиком) и не допускали в мечеть  на религиозные собрания, а за «Ветан ве Хуррийят»  жандармы начали преследовать Ордубади. Начались частые обыски. Он постоянно менял места жительства, потому что после каждого такого обыска хозяева его выгоняли по требованию жандармов. В конце концов его арестовали и определили под строгий надзор. Чем больше на Ордубади давили жандармы, тем больше у него усиливался патриотизм, думы о свободе народа и родины.

Революция 1905г. сильно воздействовала на мировоззрение  Ордубади. Из-за преследования жандармов и религиозных фанатов в дальнейшем у него осложнялась жизнь в родном городе. Спасаясь от притеснений, он переезжает в г. Джульфу.

В Джульфе Ордубади познакомился такими людьми, как,  Алигулу Гемкусар, Насрула Шейхов, Бахшалы Ага Шахтахтлы и др. Постоянно активно участвовал во всех общественно-политических мероприятиях города. Серьезно занялся журналистикой, отправляя свои статьи в газеты и журналы в Баку и в сатирический журнал «Молла Насреддин», который выходил в Тифлисе.  Активно сотрудничал как журналист в таких газетах как «Иршад», «Терегги» («Развитие») и «Теза Хаят» («Новая жизнь»).

Особое место занимает работа М.С. Ордубади в журнале «Молла Насреддий». Его статьи всегда отличались простотой слога, образностью и доходчивостью. Читателей у него с каждым днем и каждым часом становилось все больше. Начиная с вышедшего в 1906 году четвертого номера журнала, Ордубади целых 25 лет постоянно печатался на его страницах.  Его многочисленные фельетоны и острые памфлеты были направлены против богачей и эксплуататоров трудового народа, против слуг религии, той части интеллигенции, которая брезгливо относилась к простому народу.

В творчестве М.С. Ордубади особое место занимает революция в Иранском  Азербайджане. Эта важная тема нашла отражение в многочисленных стихах, статьях и в журнальных публикациях.

В 1908 году в газете «Новая жизнь» печатался его роман «Путешествие двух детей в Европу». В романе описывается как двое молодых людей уехали из г. Ордубада в Европу, в путешествие, где в то время они себя чувствовали абсолютно отсталыми от интенсивно развивающей Европы.  Эта тема имела продолжение и во втором романе «Несчастный миллионер» . Этот роман был написан в 1907-1909 годах, но опубликован только в 1914 г. Первый общественный роман в азербайджанской литературе ХХ века был встречен с очень большим вниманием читателями Азербайджана, Ирана и всего Востока.

За участие в Иранской революции М.С. Ордубади был под постоянным неусыпным наблюдением со стороны властей.  Во время первой мировой войны всех активистов в Джульфе по одному арестовывали и отправляли в ссылку.

Барельеф на стене дома в Баку, где жил Ордубади

Спасаясь от жандармов, он убегает из Джульфы обратно в г. Ордубад, откуда  собирался уехать в Баку, но не успел. Его арестовали по приказу генерала Воронцова-Дашкова. После ареста в Ордубаде его отправляют в нахичеванскую тюрьму, в Эравань, Тифлись Баку, Ростов, Новочеркасск и в другие тюрьмы. Наконец, в  апреле 1914 г. он прибыл в ссылку в г. Царицын. Как результат  голода и нужды — туберкулез. Два года писатель тяжело болел. Позже он женился, родилась дочь. но вскоре умерла от тяжелой болезни.

Все это Ордубади тяжело переживал, но при первой же возможности он продолжил общественную деятельность. Познакомившись с местной интеллигенцией Царицына, он отправляет письма друзьям в Баку и Тифлис, находил возможность печатать свои труды в газетах и журналах «Баган-Эмир» «Тути», «Мола  Насреддин» «Гуммат» (Баку) под сатирическим псевдонимом «Хеджим-Хаял». Но больше Ордубади был известен своими романами, такими как  «Тавриз туманный», «Подпольный Баку», «Борющийся город».

Роман «Меч и перо» (1946-1948 г.г), действие которое происходит в средневековом Азербайджане, посвящен жизни и творчеству всемирно известного великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. М.С. Ордубади раскрыл много исторических факторов о Низами Гянджеви, которых мир до этого не знал. В то время «Литературная газета» отмечала, что «красочный язык, стремительно развивающееся действие, выпуклость образов, искусное развитие интриги характеризуют высокую культуру писателя».

М.С. Ордубади написал так же ряд драматических произведений, либретто, опер и оперетт. В 1935г. составил либретто для оперы «Нагриз» азербайджанского композитора Муслима Магомаева, деда будущего выдающегося советского оперного и эстрадного певца.

М.С. Ордубди в целях широкой пропаганды русской литературы на Востоке впервые перевел на азербайджанский язык произведения великих русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Одновременно его произведения переводятся на другие языки. Как писал известный советский поэт Николай Тихонов, «Ордубади всем своим творчеством, бессмертной галереей образов и характеров чудесных людей завоевал вторую жизнь. Его исторические романы переведены и читаются на многих языках. Эти жемчужины литературы получили общечеловеческие права».

Читая книги М.С. Ордубади будут судить об азербайджанцах, о культуре, азербайджанской нравственности, патриотизме, мужестве.

____________________________________

Гидаят МУСАЕВ

«Литературная газета + Курьер культуры: Крым–Севастополь»

№ 20 (143) 25 октября – 14 ноября  2013 г.