К 870-летию со дня рождения Низами Гянджеви

Низами Гянджеви – мыслитель, философ, один из крупнейших поэтов средневекового Востока. Используя темы из традиционного устного народного творчества и письменных исторических хроник, Низами своими поэмами объединил доисламский и исламский Иран.

Героико-романтическая поэзия Низами на протяжении многих веков продол­жала оказывать воздействие на весь персоговорящий мир и вдохновляла пытавшихся подражать ему молодых поэтов, писателей и драматургов последующих поколений не только в самой Персии, но и по всему региону, включая представителей культуры таких современных стран, как Турция, Азербайджан, Грузия, Иран, Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Индия.  В честь 850-летия поэта 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами. В нынешнм году согласно Указу Президента Азербайджана Ильхама Гейдар-оглы Алиева во всей республике широко отмечается 870-летие со дня рождения великого поэта азербайджанского народа Низами Гянджеви.

О жизни Низами известно мало, един­ственным источником сведений о нём являются его произведения, в кото­рых также не содержится достаточного коли­чества надёжной информации о его личной жизни. Не удивительно, что имя поэта окру­жено множеством легенд, которые ещё более украсили его последующие биографы. Са­мая обширная информация о жизни и деятель­ности великого Низами изложена в книге «Меч и перо» азербайджанского писателя, поэта-мыслителя, историка и востоковеда Маме да Сайда Ордубади.

Личное имя поэта – Ильяс, его отца звали Юсуф, деда – Заки (все это чистокровные азербайджанские имена, употребляемые и сегодня). После рождения сына поэта – Мухаммада его имя также вошло в полное имя поэта, которое стало звучать как Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф ибн Заки Муаиад, а в качестве литературного псевдонима («Нисба») он сам выбрал имя «Низами», что озна­чает «упорядочиватель слов».

Точная дата рождения Низами неизвест­на. Известно только, что он родился между 1140 и 1146 (535–540 хиджри) годами.

Мой знаешь гороскоп?

В нем лев, но я сын персти,

И если я и лев, я только лев из шерсти.

И мне ли на врага, его губя, идти?

Я лев, который смог лишь на себя идти.

В той же главе он указывает, что в начале работы над поэмой ему было сорок лет, а он начал её в 575 году хиджри. Получается, что Низами родился в 535 году хиджри (то есть в 1141 году). В тот год солнце находилось в созвездии Льва с 17 по 22 августа, из чего следует, что Низами Гянджеви родился меж­ду 17 и 22 августа 1141 года.

Низами родился в городе, и вся его жизнь прошла в условиях городской среды, в атмос­фере господства персидской культуры, так как его родная Гянджа в то время была под пер­сидским влиянием.

По стандартам того времени Низами Гян­джеви был блестяще образован и выделялся своей ученостью: его поэмы свидетельству­ют не только о прекрасном знании азербайд­жанской, арабской и персидской литературы, но и математики, астрономии, астрологии, ми­нералогии, логики, географии, алхимии, ме­дицины, ботаники, богословия, толкования Корана, исламского права, христианства, иуда­изма, азербайджанских и иранских мифов и легенд, истории, этики, философии, эзотери­ки, музыки и изобразительного искусства.

Он был знаком с нумерологией и считал, что числа являются ключом от взаимосвя­занности Вселенной, так как посредством чи­сел множество становится единством, а дис­сонанс – гармонией, был твёрдо уверен, что единство мира можно воспринять посред­ством арифметики, геометрии и музыки.

Познания Низами в области астрономии поражают даже современных специалистов. В своих поэмах («Лейли и Меджнун», «Семь красавиц») поэт перечисляет и профессио­нально характеризует такие небесные свети­ла, многие из которых стали известны евро­пейской науке лишь после открытия телеско­па. Но в отличие от большинства своих со­временников Низами занимался астрономи­ей не ради предсказаний судеб, а ради по­стижения тайн природы. Он не верил в аст­рологию звездочётов, которые неизменно входили в свиту царей и правителей, откры­то отрицал всеобщую веру во влияние звёзд на человеческую судьбу.

Разве доброе и злое людям от светил?

Сами звёзды под влияньем злых и добрых сил…

Среди многих звездочётов разве бы встречал

Одного, что путь по звёздам к кладу отыскал.

Хотя о жизни Низами сохранилось мало информации, точно известно, что он не был придворным поэтом, поскольку всегда тяго­тел к свободе творчества. Вместе с тем, сле­дуя традициям, свои произведения Низами посвящал правителям из различных динас­тий. Так, поэму «Лейли и Меджнун» он по­святил Ширваншахам, а поэму «Семь краса­виц» – сопернику Ильдегидизов – одному из Атабеков Мараги (Ахмадилизов). При жизни Низами удостаивался почестей и пользовал­ся уважением власть имущих. Сохранилось предание о том, что Атабек тщетно пригла­шал Низами ко двору, а получив отказ, пода­рил Низами пять тысяч динаров (за один ди­нар можно было купить корову), а позже пе­редал ему во владение 14 деревень.

Но вместо пышных дифирамбов власть имущим Низами проповедует защиту обездоленных, призывает правителей не притес­нять и не грабить свой народ:

Непосильна справедливость, обуздай хотя б насилье,

Помни: тот, над кем ты властен, — человек, а не баран…

Не лишай подвластных хлеба, не лишай воды поля их,

Чтобы ангелам на радость дань тебе платил шайтан.

С одинаковым мастерством и глубиной Низами изображает как царственных особ, так и простых людей, с особым теплом рисуя об­разы ремесленников и мастеровых – худож­ников, скульпторов, архитекторов и музы­кантов, которые часто становились ключевы­ми образами в его поэмах. Низами обруши­вал свой гнев на придворных поэтов, кото­рые продавали свой талант за земное вознаграждение. В творчестве Низами искал все­ленской справедливости и пытался защитить бедных и смирных людей, а также исследо­вать невоздержанность и произвол сильных мира сего.

Низами был женат трижды. Первая и лю­бимая жена, гордая рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил много стихов), велича­вая обликом, прекрасная, разумная, была подарена ему правителем Дербенда Музаффаром в 1170 году. Низами, освободив Афак от рабства, женился на ней. Около 1174 года у них родился сын Мухаммад. В 1178 году, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин», его жена Афак умерла.

Потеряв Афак, поэт перенёс свою любовь на сына Мухаммада, воспитанием которого занимался лично, в большинстве своих поэм посвящая ему специальную главу под назва­нием «Наставления моему сыну Мухаммаду».

Две другие жены Низами также умерли преждевременно, при этом смерть каждой из жен совпадала с завершением Низами новой эпической поэмы, в связи с чем поэт горевал: «Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой?!»

В 1188 году он завершил свой другой шедевр – поэму «Лейли и Меджнун», в 1197 – закончил поэму «Бахрам-наме», во­шедшую в литературный обиход под на­званием «Семь красавиц».

Работа над «Искандер-наме», самой боль­шой и самой монументальной (20 000 строк) поэмой, протекала в последние годы жизни Низами. В 1199 году первая часть «Книги о славе» («Шараф-наме») была готова, а в 1201 году была завершена и вторая часть – «Кни­га о счастье» («Икбал-наме»).

Сведения о дате смерти Низами Гянд­жеви противоречивы, но его сын Мухам­мад описал смерть поэта и включил эти строки во вторую книгу «Искандер-наме» (о жизни и победах Александра Македонс­кого), в главу, посвящённую смерти антич­ных философов – Платона, Сократа, Ари­стотеля. В этом описании указан возраст автора по мусульманскому календарю, что соответствует дате смерти в 598 году хид­жри (июнь 1202 г.).

Шестьдесят было лет и три года ему,

И шесть месяцев сверх и ушёл он во тьму.

Всё сказав о мужах, озаривших своими

Поучениями всех, он ушёл вслед за ними.

Низами – мастер жанра романтического эпоса, привнесший в эпическую поэзию раз­говорную речь и реалистический стиль. В своих чувственных эротических сти­хах Низами объясняет, что заставляет человеческие существа вести себя так, он раскрывает их безрассудность и величие, их борьбу, страсти и траге­дии.

По мнению профессора Челковского, «любимым занятием Низами было чтение монументального эпоса Фирдоуси «Шахнаме» («Книга ца­рей»)». И хотя на творчество Низами влияние оказали и другие поэты, та­кие как Катран Тебризи (1010–1085), Санан (1080–1131) и историк Аттабари (839–923), именно творчество Фирдоуси (936–1020) для Низами было источником вдохновения, он по­стоянно ссылался на «Шахнаме» в своих произведениях и поставил себе в жизни цель написать героический эпос, равный поэме Фирдоуси. Ни­зами называл Фирдоуси «Хакимом» – «мудрецом», «даанаа» -«знающим» и большим мастером ораторского искусства, «который украсил слова, подобно новобрачной».

Низами писал поэтические произведения, но они отличались драматичностью. Сюжет его романтических поэм тщательно постро­ен так, чтобы усилить психологическую сложность повествования. Его герои живут под давлением действия и должны срочно принимать решения. Низами рисует психо­логические портреты своих героев, раскры­вая богатство и сложность человеческой души, когда она сталкивается с сильной и несокрушимой любовью.

Низами был поэтом-мистиком, однако в его творчестве невозможно отделить мис­тическое от чувственности, духовное от свет­ского. Его мистицизм с характерным для того времени символизмом основывается на сути суфийской концепции. Вместе с тем извест­но, что официально Низами не был принят в какой-либо суфийский орден. Более веро­ятно, что для Низами, с его склонностью к независимым суждениям и поступкам, был ближе аскетический мистицизм. Суфийские традиции, символы и образы часто встреча­ются в стихах поэта. В поэме «Сокровищница тайн» он проиллюстрировал, как образ розы (гуль) воспринимался в представлениях лю­дей средневекового Азербайджана и Персии. В исламской традиции роза ассоциируется с Пророком Мухаммедом, что выражается мно­жеством способов в религиозных текстах и художественном творчестве. Низами исполь­зовал образ розы как символическое описа­ние божественности, раскрыв его в состяза­нии двух придворных врачей в поэме «Со­кровищница тайн».

Низами широко использовал в своей по­эзии разговорную речь. Его язык богат иди­омами, стилистически прост, особенно в диа­логах и монологах. Сам Низами назвал свой стиль «гариб», что переводится как «редкий, новый, иной». Себя же он называл «волшеб­ником слов» и «зеркалом незримого». Язык поэм и стихов Низами отличается необычнос­тью благодаря использованию аллегорий, притч и многозначных слов. Многие из со­зданных им афоризмов впоследствии стали пословицами.

Труды Низами оказали громадное вли­яние на дальнейшее развитие восточной и мировой литературы вплоть до XX века. Известны десятки назарее (поэтических «ответов») и подражаний поэмам Низами, создававшихся начиная с XIII века и при­надлежащих в том числе Алишеру Навои, индоперсидскому поэту Амиру Хосрову Дехлевы и др.

Первые переводы произведений Низами на западноевропейские языки стали появлять­ся начиная с XIX века. В «Истории Государ­ства Российского» Н. Карамзина Низами на­зывают «персидским стихотворцем XII века» и упоминают в связи с рассказом о походе руссов в поэме «Искандер-наме».

В 1920–1930-х годах русские переводчи­ки и исследователи перевели отдельные фраг­менты из поэм «Семь красавиц», «Лейли и Меджнун» и «Хосров и Ширин». Точный перевод всех сочинений Низами с персидско­го на азербайджанский осуществлён в Азер­байджане народными поэтами Азербайджана Сулейманом Рустамом, Самедом Вургуном и Расулом Рзой.

Культурная идентичность Низами являет­ся предметом разногласий с 40-х годов XX века, когда ряд мировых исследователей зая­вили о наличии у Низами азербайджанского самосознания, после чего Низами стал на офи­циальном уровне ЮНЕСКО считаться азер­байджанским поэтом.

Памятник Низами в Москве

Азербайджанские исследователи подтвер­дили наличие у Низами азербайджанского самосознания. Азербайджанский автор Рама­зан Кафарлы полагает, что Низами писал по-персидски, а не по-тюркски, так как «на Вос­токе можно было бы скорее прославиться и распространить свои воззрения в различных странах посредством персидского и арабско­го языков». Современные азербайджанские поэты и писатели по той же причине зачас­тую творят на русском языке. Ряд американ­ских учёных считают, что Низами – пример синтеза тюркской и персидской культур и пример вклада Азербайджана в такой синтез.

Прошло 870 лет со дня рождения Низами. Но немеркнущий талант с каждым днём рас­крывается перед нами всё новыми гранями.

Учение Низами, его мечты о равенстве, свободе, добре и любви в обществе издревле вдохновляли мыслящих представителей всех поколений на переустройство мира.

Всегда будут жить добрые чувства, кото­рые он возбуждал своей лирой. Низами бу­дет жить вечно и участвовать в самых благо­родных свершениях человечества. Он сам го­ворил, обращаясь к потомкам:

Я в заботе, что стала мне так нелегка:

Сохранить своё имя хочу на века…

Путник, милый мне! Вспомни об этих словах,

Если ты посетить пожелал бы мой прах.

Всю непрочность гробниц ты увидишь, прохожий,

Рассыпается насыпь их тленных подножий…

Ты живёшь. Связи с жизнью и я не нарушу,

Ты мой прах посетишь посещу твою душу.

Не считай, что я сплю, что безлюдьем томим,

Я ведь вижу тебя, хоть тобою не зрим…

Памятник Низами в г.Хачмаз на севере Азербайджана

В свое время Гейдар Алиев, будучи пре­зидентом Азербайджана, издал указ о том, чтобы день рождения великого поэта и мыс­лителя азербайджанского народа Низами Гян­джеви торжественно праздновали в стране каждый год с 17 по 22 августа.

Интересные факты

Сюжет поэмы Низами «Семь красавиц» послужил основой для написания оперы Пуччини «Турандот», первое представление которой состоялось 25 апреля 1926 года в Милане (Италия), что является иллюстрацией длительной известности Низами, проникающей за пределы персидско-азербайджанской литературы.

В 1961 году Азербайджанской киностудией на основе одноименных произве­дений Низами и другого азербайджанского поэта Физули был снят художе­ственный фильм «Лейли и Меджнун». Оператором картины был знаменитый Владимир Юсов, работавший с А. Тарковским, Г. Данелией, С. Бондарчуком («Иваново детство», «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублев», «Не горюй!», «Солярис», «Они сражались за Родину»).

В разное время о личности Низами было снято пять фильмов азербайджански­ми кинематографистами. В их числе -художественный фильм «Низами» (1982) с Муслимом Магомаевым в главной роли.

Муслим Магомаев в роли Низами

____________________________________

Гидаят МУСАЕВ

«Литературная газета + Курьер культуры: Крым–Севастополь»

№ 20 (143) 25 октября – 14 ноября  2013 г.